Автономный интенсив
8 этапов узнавания себя и других
Модуль 1 — Я
Кто я?
Модуль 1 — Я
Что я чувствую?
Модуль 1 — Я
Чего я хочу?
Модуль 1 — Я
Где мои границы?
Модуль 2 — ОНИ
Кто они?
5 этап ➝
Модуль 2 — ОНИ
Что они чувствуют?
6 этап ➝
Модуль 2 — ОНИ
Чего они хотят?
7 этап ➝
Модуль 2 — ОНИ
Где их границы?
8 этап ➝
Модуль 2 — ОНИ
ГДЕ ИХ ГРАНИЦЫ??
Границы — это линия вашего комфорта.

Это зона вашей безопасности.
Это условия вашего хорошего состояния, самочувствия, продуктивности.

Наши границы начинаются с нашего тела.
Это физические границы.
Как мы ощущаем свое тело, кому, как и когда можно нас касаться, чтобы не было дискомфорта и так далее.
Территориальные связаны с личным пространством человека вне границ его тела, например, какое допустимое расстояние до собеседника.

Психологические границы связаны с поведением и коммуникацией.
Как с нами можно общаться и как нельзя.

Ценностные границы связаны с убеждениями, верованиями и принципами.
Вы можете их почувствовать, когда критикуют вашу веру, дело, которым вы увлечены или отношение к чему-то очень важному для вас.

Временные границы — это то как вы и другие люди используют ваше время. Опоздания, нарушения сроков — это нарушение временных границ.

Финансовые границы касаются всего, что связано с деньгами.
Этот тест Нины Браун предназначен для оценки уровня психологической дистанции и отражает частоту нарушения границ этих объектов.
Психологическая дистанция — это способность/неспособность определять и регулировать степень доступности и открытости в контакте с другими.
Пройти тест
Рефлексия
Что вас удивило? Что показалось знакомым? Что нового узнали?

Если нас не научили выстраивать свои границы, нарушали их и не учили восстанавливать, то мы, порой. даже не понимаем, что не так.


Если в детстве присутствовало физическое насилие:

  • телесные наказания
  • физическое принуждение к тому, что не нравится
  • запирание где либо
  • прикосновения без разрешения
  • грубое вторжение в личное пространство
  • отсутствие личного пространства
  • нарушения уединения в ванной, личной комнате

Если нормой было психологическое насилие:

  • устыжение
  • унижение
  • крики, оскорбления, проклятья, угрозы
  • принижение способностей человека
  • перебивание
  • ложь, обман
  • допрос
  • саркастические высказывания
  • оскорбительные шутки и насмешки
  • покровительственный тон
  • раскрытие чужих секретов
  • непрошеные советы
  • личные вопросы
  • обвинения, осуждения, критика и так далее

То это нормально, что сейчас сложно говорить "нет", и проще терпеть и делать то, что не нравится из страха реакции другого человека.


Нарушение границ — это потеря контроля над собственным телом, выбором, свободой мыслить и проявлять себя, над пространством и имуществом.

Сколько всего вы терпите в своей жизни, не зная себя и не умея говорить о том, что знаете?

Удобно, когда у прибора есть инструкция
Важно узнать себя.

Если человек знает как с ним можно обращаться и озвучивает эти правила без стеснения — это избавляет от огромного количества проблем недопонимания и терпения.

Например, эту тему можно затрагивать, а об этом не стоит даже начинать говорить. Это позволяю родственникам и коллегам, а сюда не готова пускать даже самых близких.

Попробуйте создать подобную инструкцию к своей личности.
Опишите, как с вами можно и как нельзя.
Используйте схему
Вспомните все ситуации, в разных местах и условиях, связанные с вами и окружающими вас людьми — дома, на работе, в учебном заведении, транспорте или в кафе.
1
Физические границы
Какие прикосновения мне приятны, какие допустимы, какие терпимы и какие невыносимы?

Например, "Ненавижу, когда ко мне в автобусе прижимается липкий жаркий мужик". Или — "Я люблю, когда меня поглаживают по спине"
2
Психологические границы
Что я приемлю в общении, а что не выношу?

Например, "Я ненавижу, когда меня перебивают", "С трудом выношу, если человек продолжает задавать вопросы тогда, когда я не хочу отвечать" или "Я люблю заботиться о других"
3
Территориальные границы
Насколько близко к вам можно подойти, какие действия рядом с вами вам приятны/неприятны?

Например, "Мне комфортно разговаривать на расстоянии вытянутой руки" или "Не люблю, когда в разговоре мне пристально смотрят в глаза"
4
Ценностные границы
Какие ценности у вас есть и что вы чувствуете в связи с вашими ценностями по отношению к другим людям.

Например, "Я люблю поспорить о вероисповедании" или "Я ненавижу, когда мне говорят, что высшее образование обязательно"
5
Временные границы
Узнайте, насколько вы чувствительны ко времени?

Например, "Я очень пунктуальный человек и не выношу, если на встречу со мной опаздывают", "Ненавижу, когда переносят встречи" или "Задержаться на 15 минут для меня не критично"
6
Финансовые границы
Каки у вас отношения с деньгами?
Кто может распоряжаться вашими деньгами?

Например, "Я легко даю в долг", "Ненавижу, когда долг не возвращают", "Я стесняюсь попросить прибавку к зарплате", или "Терпеть не могу попрошаек, это мои деньги, пусть сами заработают"
Границы — это не только как со мной нельзя, но и как можно
У нас у всех разный опыт, разные границы и разное понимание чужих границ.
И часто случается так, что мы вроде бы нормально общаемся, как с собой, а человек не в восторге)))

Причина именно в этом.

Если мне можно звонить после 10 вечера, то не факт, что можно другим.
Если я люблю пообщаться вдоволь и вывалить все другу, а он вывалит мне в ответ и всем станет легче, то важно помнить, что другие могут быть более закрытыми и считать, что "если я не могу, то и слушать не обязан".

Кто—то любит обниматься при встрече, целовать в щеку и делать шутливое "ууутютю" от избытка чувств. А кто—то ненавидит объятия ближе сантиметра, любые прикосновения к лицу и от "утютю" случается паралич.

Что же нам здесь поможет?
Наблюдательность и рот)
Да, если вы замечаете, что что—то не так — спросите, как будет комфортнее.

История наоборот — это, когда вы любите порассуждать о своей жизни, но терпеть не можете, когда вам рассказывают подобное. И очень страдаете от того, что совпасть в подобном сложно.
Но если начать искренне интересоваться людьми напротив, то возможно найти свой паззл — собеседника, который ненавидит рассказывать, но обожает слушать.
Рефлексия

Попробуйте вспомнить примеры, когда вы считали, что граница другого человека такая же как у вас. Возьмите за правило находить подобные различия и анализировать свое отношение к ним

Помните, что только вы определяете, где ваши личные границы
Вывод
Вы хорошо поработали со своими границами.
Научились видеть и понимать их и приобрели новый опыт самонаблюдения
Итоговая рефлексия
Как вам кажется, какие ваши границы — жесткие, мягкие, проницаемые, упругие? Как вам с такими их качествами? Что бы вы хотели изменить?
* Результаты и интерпретации, полученные без участия специалистов, не следует воспринимать буквально. Диагностическую ценность имеют только исследования, проведенные профессиональным психологом.