Автономный интенсив
8 этапов узнавания себя и других
Модуль 1 — Я
Кто я?
Модуль 1 — Я
Что я чувствую?
Модуль 2 — Я
Чего я хочу?
Модуль 1 — Я
Где мои границы?
Модуль 2 — ОНИ
Кто они?
5 этап ➝
Модуль 2 — ОНИ
Что они чувствуют?
6 этап ➝
Модуль 2 — ОНИ
Чего они хотят?
7 этап ➝
Модуль 2 — ОНИ
Где их границы?
8 этап ➝
Модуль 2 — ОНИ
Кто они?
Поздравляю вас, вы изучили себя и теперь самое время оглянуться на других!
Наше представление о себе весьма размыто, но о других оно просто покрыто туманом, в котором мерцают зеркальные отображения наших проекций.
"Что они любят?", "О чем мечтают?" — вопросы, на который других можно и нужно спрашивать, чтобы узнать их получше.
Но вопросы "Кто ты?" или "Какой ты?" для других так же сложны как и для нас.

Поэтому наша вторая цель — узнать других, чтобы нам самим было комфортно коммуницировать.
Автономность — это противоположность зависимости. Зависимости от других людей, своих страхов, эмоций, привычек.
Автономный человек очень хорошо распознает собственную уникальность, границы и создает свои собственные правила жизни, умея чувствовать других людей и их границы.
Автономию можно развивать путём безоценочного исследования самого себя
У каждого из нас есть травмы, которые нами управляют вне нашего контроля.

У канадского специалиста по саморазвитию Лиз Бурбо есть теория, согласно которой каждый человек пережил в детстве одну из пяти травм (отвержение, оставленность, унижение, предательство, несправедливость) и выработал одну из пяти масок, призванных скрыть травму.

Пройдите* этот тест, чтобы начать узнавать себя.
Пройти тест
Рефлексия
Что вас удивило? Что показалось знакомым? Что нового узнали?
Книги по теме
М. Завизион. Какие раны мешают вам быть собой? // Psychologies, 2017. №18
Лиз Бурбо. Пять травм, которые мешают быть самим собой. М.: София, 2013
Лиз Бурбо. Исцеление пяти травм. М.: София, 2015
Нэнси Мак-Вильямс — американский психолог и психоаналитик, специалист по психологии личности
Автономия по Нэнси Мак—Вильямс
Люди делают не то, чего на самом деле хотят
У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается недостаток автономии (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают "выбрать" (прислушаться к себе), чего же им хотеть.
Первые три элемента психического здоровья, как считает Мак-Вильямс, являются основополагающими. Большинство людей, обращающихся за помощью к психологу, психотерапевту, имеют проблемы хотя бы по одному из этих критериев.

1. Способность любить.
Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.

2. Способность работать.
Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом.

3. Способность играть.
Здесь речь идет как о прямом смысле "игры" у детей, так и о способности взрослых людей "играть" словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие, способность наслаждаться символами культуры – литературой, кино - как символами, обобщающими и опосредующими опыт.

4. Способность организовывать безопасные отношения.
К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых - одним словом, нездоровых отношениях. И одна из целей психотерапии помочь им это исправить. К сожалению, нарушения привязанности - весьма распространенное явление. Но хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить. Как правило, для этого хорошо подходит психотерапия (от 2-ух и более лет). Но возможно изменение типа привязанности и при наличии стабильных, безопасных, длительных (более 5-ти лет) отношений с партнером.

5. Автономия.
У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают "выбрать" (прислушаться к себе), чего же им хотеть. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, пациенты, страдающие от анорексии, зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.

6. Постоянство себя и способность оставаться целостным.
Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими; как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть "нападение" на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и.т.п.

7. Способность восстанавливаться после стресса, или сила Эго (тут имеется ввиду сознательная часть нашей личности - то, про что мы говорим "Я").
Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.

8. Реалистичная и надежная самооценка.
Многие люди нереалистично и при этом слишком жестко оценивают себя, обладают завышенными и ранящими требованиями к себе. Возможна и обратная ситуация (характерная для США) - наоборот, необоснованно завышенная самооценка. Родители восхваляют детей, желая иметь все самое лучшее, в том числе и "лучших" детей.
Но такая необоснованная похвала, лишенная в самой своей сути любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и им кажется, будто никто их в действительности не знает. Они часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя по сути не заработали этого.

9. Система ценностных ориентаций.
Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В XIX веке говорили о "моральном безумии", что сейчас называют скорее антисоциальным расстройством личности. Это серьезная проблема, связанная с непониманием, «нечувствованием» человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов. Хотя в то же время у таких людей могут быть сохранны другие элементы из данного списка.

10. Способность выносить накал эмоций.
Выносить эмоции - значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями - своей рациональной частью.

11. Рефлексия, способность посмотреть на себя со стороны. Способность оставаться эго-дистонным (это означает сохранение способности ставить под сомнение свои мысли, чувства и интерпретации, уметь отойти от них, не считать их единственной точкой отсчета), посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе.

12. Дифференцированность, отделённость от других.
Обладая этой способностью, люди способны понять, что Другие - это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой.
Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле другой человек не хотел их обидеть. Обида скорее вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями.

13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании.
Это означает, что мы умеем обращаться с собой очень разными способами, эффективными, т.к. мы применяем их уместно ситуации. Поэтому где-то мы сублимируем, где-то изолируемся от происходящего, а где-то применяем интеллектуализацию.

14. Баланс между тем, что я делаю для себя, и что - для своего окружения.
Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения.

15. Чувство витальности/ощущение себя живым. Способность быть и чувствовать себя живым. Винникотт писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым.

16. Принятие того, что мы не можем изменить.
Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.

Таким образом, у каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. В самом общем виде этот список представляет собой глобальную цель для психотерапии. И, конечно, перечисленные критерии психического здоровья не являются однозначным строгим эталоном, скорее — ориентиром.
Рефлексия
Какие элементы, как вы считаете, у вас проявлены в достаточной мере, а какие хотелось бы развить?
Автономность – способность ощущать себя отдельной личностью со своими особенностями, потребностями и границами.
В детстве ребёнок заявляет об автономии, когда говорит: «Я сам(а)!» или просто проявляет самостоятельность.

Способность к автономии – способность быть в отношениях с самим собой.
Это одна из главных способностей человека, на почве которой развиваются остальные. Её составляющие – 4 структурных способности личности: восприятие, регуляция, коммуникация, привязанность.

Человек с развитой автономией способен:

• видеть свои способности, потребности, реакции, то есть собственное устройство
• считать себя хорошим, достойным, не смотря на наличие ресурсов и ограничений
• договариваться с самим собой, «мыслить последствиями»
• регулировать своё поведение и влияние внешнего мира на себя
• определять себя, самостоятельно делать выбор
Главным показателем автономности можно назвать такую мысль:
«Я отдельный человек. Моё счастье и благополучие зависит от меня».

Автономия – не про полную независимость, а про умение опираться на себя в разных жизненных ситуациях.

Сложно это делать, если:
• не знаешь какой ты
• видишь в большей степени ограничения
• думаешь о собственной плохости
• испытываешь сложно выносимые чувства
• пытаться в таком состоянии регулировать своё поведения, хоть как-то объясняя себе происходящее крайне трудно
Автономность помогает проживать сложные жизненные ситуации
Как это выглядит?
При проживании серьёзных неудач или жизненных катастроф, когда помощь близких не доступна, человек с развитой автономией ищет способы самопомощи.
В ситуации отказа он легко принимает его, без обид и поисков подоплёки.
Находясь в отношениях, чувствует себя спокойно и уверенно, ощущая и уважая границы обоих.

В каждой из этих ситуаций человек остаётся живым, он испытывает чувства, возникшие в ответ на произошедшее, но развитая автономия служит опорой, которая позволяет сохранить внутреннюю целостность.
Автономный = самодостаточный
Автономия – не замкнутость.
Человек не отгораживается.
Вывод
Вы много рефлексировали, вспоминали свою жизнь.
Заново познакомились с собой, научились видеть себя со стороны своих травм и приобрели новый опыт самонаблюдения.
Итоговая рефлексия
Какие элементы, как вы считаете, у вас проявлены в достаточной мере, а какие хотелось бы развить?
* Результаты и интерпретации, полученные без участия специалистов, не следует воспринимать буквально. Диагностическую ценность имеют только исследования, проведенные профессиональным психологом.