Зависимость — базовая настройка физического тела
Как уже говорилось ранее, зависимость – это базовая настройка и начало онтогенеза. Младенец зависит от своего окружения значимых взрослых, от родителей, причем зависит физически: будет ли ему тепло, уютно, жестко, холодно, колко и так далее. И физиологически: будет ли он покормлен, напоен, умыт и тд.
С возрастом появляется психическая зависимость. Ребенок будет определяться другим, он сам себя не отражает, его психика только-только развивается. И, соответственно, то, как его определяют, так он и будет себя чувствовать, таким он будет становиться. Также психическая зависимость будет развиваться через нуждаемся в другом. Потому что если другой его определяет, то другой ему нужен для того, чтобы высшие психические функций развивались, без другого они развиваться не будут. И одновременно еще и подчиненность другому. Ребенок подчиняется своим родителям, родители тоже подчиняются его крику. Но все-таки ребенок подчиняется больше и чаще, и практически постоянно. Где положили – там лежит. Когда решили покормить – тогда ест.
Постепенно, когда появляется больше свободы, когда мозг по количеству нейронных связей достиг своего максимума, то появляется достаточно хорошая моторика, чтобы иметь возможность ползать и перемещать себя независимо от больших взрослых. У ребенка появляется способность исследовать и фокусировать свой импульс в виде желания. Можно куда-то ползти, - и тогда появляется возможность следовать своим решениям, желаниям, каким-то идеям в согласии с окружающими. Куда-то ползти просто так родители обычно не дают. Они пытаются либо управлять, либо ограничивать. И ребенок осваивает, что туда – можно, здесь – можно, там – нельзя. И это его пространство, которое он может исследовать, в котором может присутствовать уже по-другому: не за счет того, что перемещается, а за счет того, что сам туда добирается.
Соответственно, чем больше он чувствует свой импульс, чем отчетливее распознает реальность. Чем окружающий мир интереснее, тем больше он будет в автономии, как возможность взаимодействовать с разным миром в следующий раз. У взрослеющего ребенка развивается способность – более зрелый способ присутствия, как встреча на равных. Все равно еще есть физическая зависимость от взрослых, но уже есть способность говорить, сообщать, уже есть много интересов. Несмотря на то, что ребенок еще не сформировал все свои высшие психические функции полностью, он может быть равным. И тогда автономии становится все больше и больше. И он развивается в этот момент уже из автономии, появляется возможность привязываться и строить отношения как привязанность. И больше свободы и ответственности.
Если у родителей много тревоги или холодности, то автономия не развивается и остается более примитивной формой отношений. И дальше у подростка развивается использование себя и другого, или деятельности, или химических веществ для получения определенных состояний, отношений и специфического восприятия окружения и среды.
Есть такая антитеза, что человек зависит от воздуха, еды, воды, тепла. Но это, скорее не зависимость, а условия жизни. Люди как-то не особо зависят от силы тяжести, трения, массы, от земли или солнца, квантов и тд. Нет выбора дышать или не дышать, или есть или не есть – все равно есть надо. Но в зависимости еда перестает быть едой. Она начинает выполнять другие функции, хотя продолжает выглядеть как еда. То есть еда перестает быть условием жизни, а становится употреблением. И это такая отчетливая связь. В какой-то момент еда становится средством воздействия на себя, а не поддержкой собственной жизнедеятельности.