УСП

Зависимость — базовая настройка физического тела

Точно так же, как первичны базовые настройки новорожденного человека:
говорить, потому что у младенца нет речи;
контролировать свои мышцы, потому что моторика не управляемая, и ребенок осваивает ее в первые годы своей жизни.

И чтобы научиться управлять всеми этими шестьюста мышцами, которые есть, нужно долго учиться и стараться.
Также ребенок обучается успокаиваться с помощью другого человека, потому что у него слабая парасимпатика.
Ну и еще одна базовая настройка – плакать от любой случившейся неприятности.

Все настройки (их можно перечислять и дальше) со временем и с развитием заканчиваются. И вместо них в процессе взросления развиваются другие способности: говорить, успокаиваться самому, плавно двигаться, плакать от сильных потрясений и так далее. И, соответственно, автономность развивается и создается в отношениях с другими: родителями, если повезет с психологом и тд.
Поскольку это базовые настройки, психологам нужно быть чувствительным к отношениям, словам, процессам.

И психологам легко включиться в зависимые отношения, если они для него не очень осознаны и не очень понятны. Поэтому нужны навыки обнаруживать свои потерянные зависимости, уметь поддерживать такое автономное состояние. И получается, что и в консультации, и в отношениях нужно одну часть притормаживать, собственно, зависимую часть, а другую – побольше развивать, осознавать и поддерживать в клиенте.
Автономность и зависимость – два противоположных состояния (разные способы организации жизни отношений)

В один момент я могу находиться или в зависимом состоянии, или в автономном.
Различия
We work hard every day to make life of our clients better and happier
  • ЗАВИСИМОСТЬ
    -
  • АВТОНОМНОСТЬ
    Аутентичность, автономность, равность самому себе и в отдельности, и в связанности. Независимо от того, нахожусь я с кем-то в отношениях или в присутствии кого-то, я равен самому себе.
    Когда другой человек появляется в моем поле зрения или в диалоге со мной, мы взаимно влияем друг на друга, но я при этом не меняюсь.. Я остаюсь равным самому себе.
  • Цели
    Употребление эмоций, поведения и психически активных веществ. Жизнь в основном строится для того, чтобы это потребление возникло и происходило
  • Цели
    Отсутствие постоянных целей,
    нет той одной цели, ради которой стоит жить.
    ? Действие по обстоятельствам. нарциссы более автономны?
  • Чужое авторство
    Другие создают мою жизнь. Я завишу от мнения людей. прислушиваюсь, как мне лучше выглядеть, кем быть, что делать.
  • Авторство обнаружения (свое авторство)
    Я тот, кто создает отношения, тот, кто влияет на ситуацию, ее создает, и тот, кто организует, участвует, и через свое окружение, выбирает среду, в которой я живу и планирую жить, или из которой надо переехать (тогда я выбираю следующую среду). Я тот, кто создает свою жизнь. И это важно, потому что в зависимости это качество теряется.
  • Недостаточность собственной самоидентификации
    Соотнесение себя с оценкой другими.
    Если взять треугольник Карпмана, то жертва определяет себя через палача или через спасателя. Ей не хватает способностей определять себя, как кого-то.
  • Достаточность собственной самоидентификации
    Когда только я сам себя идентифицирую и определяю.
    Я не использую для этого другого человека.
    Я тот, кто определяет себя.
  • Психический процесс (мышление, память, восприятие, речь)
    обслуживает употребление эмоций, состояние отношений, чего угодно. Память, восприятие выборочное и точечное.
  • Психический процесс (мышление, память, восприятие, речь)
    Пошире и получше, если удается организовать
  • Эмоции
    Приведение себя в определенное эмоциональное состояние для выработки определенных мер, медиаторов и гормонов
  • Эмоции
    Быстрое, невербальное обозначение процессов ситуации. Задача эмоций – помогать, распознавать реальность и активировать себя для определенного присутствия в реальности
  • Идентичность
    Треугольник Карпмана: жертва, спасатель, палач. Это очень удобная модель, которая точно определяет роли или идентичности и взаимодействия между ними.
  • Идентичность
    Широкий набор идентичностей под разные ситуации,
    под разных себя – более разнообразный набор.

  • Карты реальности
    Прошлого, будущего и настоящего
  • Карты реальности
    Прошлого, будущего и настоящего
Две задачи свободы
Если зависимые отношения не понятны и не осознаются, то в них легко включаться
  • Зависимость
    распознавать
    осознавать
    притормаживать
  • Автономность
    осознавать
    развивать
    поддерживать
Как развивается зависимость

Как уже говорилось ранее, зависимость – это базовая настройка и начало онтогенеза. Младенец зависит от своего окружения значимых взрослых, от родителей, причем зависит физически: будет ли ему тепло, уютно, жестко, холодно, колко и так далее. И физиологически: будет ли он покормлен, напоен, умыт и тд.


С возрастом появляется психическая зависимость. Ребенок будет определяться другим, он сам себя не отражает, его психика только-только развивается. И, соответственно, то, как его определяют, так он и будет себя чувствовать, таким он будет становиться. Также психическая зависимость будет развиваться через нуждаемся в другом. Потому что если другой его определяет, то другой ему нужен для того, чтобы высшие психические функций развивались, без другого они развиваться не будут. И одновременно еще и подчиненность другому. Ребенок подчиняется своим родителям, родители тоже подчиняются его крику. Но все-таки ребенок подчиняется больше и чаще, и практически постоянно. Где положили – там лежит. Когда решили покормить – тогда ест.


Постепенно, когда появляется больше свободы, когда мозг по количеству нейронных связей достиг своего максимума, то появляется достаточно хорошая моторика, чтобы иметь возможность ползать и перемещать себя независимо от больших взрослых. У ребенка появляется способность исследовать и фокусировать свой импульс в виде желания. Можно куда-то ползти, - и тогда появляется возможность следовать своим решениям, желаниям, каким-то идеям в согласии с окружающими. Куда-то ползти просто так родители обычно не дают. Они пытаются либо управлять, либо ограничивать. И ребенок осваивает, что туда – можно, здесь – можно, там – нельзя. И это его пространство, которое он может исследовать, в котором может присутствовать уже по-другому: не за счет того, что перемещается, а за счет того, что сам туда добирается.


Соответственно, чем больше он чувствует свой импульс, чем отчетливее распознает реальность. Чем окружающий мир интереснее, тем больше он будет в автономии, как возможность взаимодействовать с разным миром в следующий раз. У взрослеющего ребенка развивается способность – более зрелый способ присутствия, как встреча на равных. Все равно еще есть физическая зависимость от взрослых, но уже есть способность говорить, сообщать, уже есть много интересов. Несмотря на то, что ребенок еще не сформировал все свои высшие психические функции полностью, он может быть равным. И тогда автономии становится все больше и больше. И он развивается в этот момент уже из автономии, появляется возможность привязываться и строить отношения как привязанность. И больше свободы и ответственности.


Если у родителей много тревоги или холодности, то автономия не развивается и остается более примитивной формой отношений. И дальше у подростка развивается использование себя и другого, или деятельности, или химических веществ для получения определенных состояний, отношений и специфического восприятия окружения и среды.


Есть такая антитеза, что человек зависит от воздуха, еды, воды, тепла. Но это, скорее не зависимость, а условия жизни. Люди как-то не особо зависят от силы тяжести, трения, массы, от земли или солнца, квантов и тд. Нет выбора дышать или не дышать, или есть или не есть – все равно есть надо. Но в зависимости еда перестает быть едой. Она начинает выполнять другие функции, хотя продолжает выглядеть как еда. То есть еда перестает быть условием жизни, а становится употреблением. И это такая отчетливая связь. В какой-то момент еда становится средством воздействия на себя, а не поддержкой собственной жизнедеятельности.